Уличные LED экраны подвели под требования ФСО

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) опубликовала на сайте Минцифры новые нормы по защите радиоэлектроники от помех, наводимых уличными светодиодными и световыми рекламными фасадами, обнаружили «Ведомости».
Документ устанавливает допустимые значения частот излучаемых радиопомех и метод проведения измерений в диапазоне частот от 30 до 6000 МГц. При этом заданы требования к излучаемым индустриальным радиопомехам в части напряженности поля (в пределах 30–74 дБ). Замеры производятся на расстоянии 10 м от конструкции. Требования распространяются на все «конструкции с цифровой сменой изображения, использующие светодиодное оборудование» и вводят ограничения по напряженности электромагнитного поля. Речь идет о медиафасадах, рекламных и иных конструкциях, устанавливаемых на территории России «вдали от трасс проезда (передвижения) объектов государственной охраны» (спецтрасс).
Аналогичные нормы уже пять лет действуют в Москве. В 2016 г. Федеральная служба охраны (ФСО, обеспечивает безопасность первых лиц государства) обратилась к московским властям с просьбой регламентировать работу светодиодного оборудования медиафасадов. Причина была в том, что конструкции являются одним из источников помех, которые могут блокировать работу систем специальной связи. Ранее подобные нормативы отсутствовали.
Власти решили отрегулировать сегмент светодиодных рекламоносителей на фоне роста этого рынка в последние годы. Количество светодиодных рекламоносителей начало быстро расти в 2016 г., говорит гендиректор исследовательской компании Admetrix Илья Шершуков. Тогда число медиафасадов в Москве увеличилось с 12 до 25 конструкций, а щитов 3 х 6 м и 5 х 15 м – с 82 до 181 конструкции. По его словам, с тех пор по отдельным регионам наблюдается ежегодный рост числа цифровых носителей в 1,5–2 раза, а лидеры рынка наружной рекламы активно меняют обычные щиты на цифровые экраны.
В Москве на цифровые рекламные конструкции приходится более 46% рынка наружной рекламы, или 2,78 млрд руб. (январь – май 2021 г.), следует из данных Admetrix. По России этот показатель превышает 34%, или 4,5 млрд руб. (данные по 50 городам, включая Москву и часть трасс Московской области). Всего в городе установлено 792 цифровых рекламоносителя разных форматов, в России количество таких конструкций составило 4060 шт. (Admetrix, май 2021 г.).
Помехи от рекламных конструкций способны ухудшить работу радиоэлектронных средств жизненно важных служб – «Скорой помощи», МЧС, а также РЖД и др., признает гендиректор НИИ радио, подведомственного Минцифры, Олег Иванов. «Массовые сбои в работе радиоэлектронных устройств фиксировались при проведении крупных спортивных мероприятий, где использовались подобные медиафасады», – утверждает он. По его словам, сейчас в наружной рекламе используются сборные конструкции из светодиодных блоков, каждый из которых по отдельности может соответствовать нормам, но панель целиком будет фонить в радиусе до 100 м и даже до 200 м.
Не соответствовать новым требованиям может более 1500 конструкций по всей России, выручка от которых в 2021 г. может превысить 3 млрд руб., подсчитал основатель сервиса бронирования наружной рекламы All-Billboards Андрей Байдужий. «В Москве ограничения по уровню допустимых электромагнитных помех на спецтрассах действуют уже пять лет, и большинство светодиодных конструкций в столице ставилось с оглядкой на эти требования», – говорит Байдужий. По его оценке, в Москве новым нормам может не соответствовать несколько процентов конструкций. В Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге конструкции, не отвечающие последним требованиям по уровню помех, могут составлять 30–50%, а у ряда локальных операторов в других городах их количество может приближаться к 100%.
Излучения радиоэлектронных средств контролирует подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ). Следить за светодиодными экранами, скорее всего, также будет поручено ему, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Решение о привлечении к административной ответственности будет выносить Роскомнадзор. Согласно КоАПу штраф за нарушение правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения составляет 1500–3000 руб. для индивидуальных предпринимателей и 15 000–30 000 руб. для юрлиц. «Не соответствующее нормам устройство при этом может быть конфисковано», – говорит Жарский. При этом он сомневается, что такая радикальная мера будет широко применяться по отношению к светодиодным рекламоносителям.
Привести светодиодные конструкции в соответствие с новыми требованиями реально, но рекламодателям, которые размещаются в наружной рекламе, придется за это заплатить, указывает Куликов. Сложности могут возникнуть у операторов, которые закупали недорогое светодиодное оборудование в Китае, уверен генеральный директор рекламно-производственной компании Adfactory Дмитрий Фортуна. «Придется менять конструкции либо пытаться что-то изобретать, чтобы экранировать существующие модели», – отмечает он. Куликов говорит, что розничная стоимость светодиодного экрана формата 3 х 6 м в Москве сегодня начинается от 2 млн руб., а медиафасад площадью 500–600 кв. м обойдется примерно в $1 млн.